Модель для рекламы косметики (Рекламная кампания)
Описание
Геометрия на клетчатой бумаге
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН (ДЛИН, УГЛОВ, ПЛОЩАДЕЙ) 5
1.Задачи на нахождение длин 5
2.Задачи на нахождение углов 9
3.Задачи на нахождение площадей 10
ГЛАВА 2. ФОРМУЛА ПИКА 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
ВВЕДЕНИЕ
Обычный листок в клетку... Каждый из нас имел дело с ним с первых дней изучения математики, а может быть, и раньше. Клеточка как наглядный инструмент, помогает лучше изучить свойства геометрических фигур и открывает для нас достаточно оригинальные и интересные задачи. Это задачи на клетчатой бумаге.
Эти задачи отличаются от обычных задач из действующих учебников геометрии, и в то же время они не требуют дополнительных сведений, они направлены на обобщающее повторение основного курса геометрии 7 - 9 классов, на его более глубокое освоение и понимание, выработку необходимых компетенций.
Проанализировав школьные учебники математики, научно - популярную и занимательную литературу, интернет-ресурсы, я нашел разные задачи, которые решаются на клетчатой бумаге.
У меня возникли вопросы: в чём заключается особенность таких задач, существуют ли специальные методы и приёмы решения задач на клетчатой бумаге.
Чёткой классификации и структурирования задач на клетчатой бумаге по методам и способам решения я не встретил. Возможно, потому, что большинство таких задач считается , и для них нет общего правила решения, конкретных способов и приёмов. Вот это их свойство обуславливает их ценность для развития не конкретного учебного умения или навыка, а вообще умения думать, размышлять, анализировать, искать аналогии, то есть, эти задачи развивают мыслительные навыки в самом широком их понимании.
Объект исследования: задачи на клетчатой бумаге
Предмет исследования: многообразие задач на клетчатой бумаге, методы и приёмы их решения.
Методы исследования: изучение литературных и Интернет-ресурсов, анализ и классификация информации, обобщение.
Цель исследования - расширение знаний о многообразии задач на клетчатой бумаге, о приёмах и методах решения этих задач.
Задачи:
Подобрать необходимую литературу;
Отобрать материал для исследования, проанализировать и систематизировать полученную информацию;
Найти различные методы и приёмы решения задач на клетчатой бумаге;
Классифицировать исследуемые задачи;
Оформить работу в виде буклета;
Создать электронную презентацию работы для представления собранного материала одноклассникам.
ГЛАВА 1. ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН (ДЛИН, УГЛОВ, ПЛОЩАДЕЙ)
Среди многообразия задач на клетчатой бумаге я обратил свое внимание на те задачи, которые нашел в контрольно-измерительных материалах ОГЭ и ЕГЭ, так как на сегодняшний момент они актуальны для меня и моих одноклассников. Я попытался их классифицировать для себя и определил три группы:
1.Задачи на нахождение длин
Задача 1. На клет - ча - той бу - ма - ге с раз - ме - ром клет - ки 1x1 от - ме - че - ны точки A и B. Най - ди - те длину от - рез - ка AB.
Ре - ше - ние
Рас - сто - я - ние между точ - ка - ми A и B равно длине ги - по - те - ну - зы тре - уголь - ни - ка ABC, ка - те - ты ко - то - ро - го равны 15 и 8. По - это - му ис - ко - мая длина AB равна 17.
Задача 2. На клет - ча - той бу - ма - ге с раз - ме - ром клет - ки 1x1 изоб - ражён тре - уголь - ник ABC. Най - ди - те длину его вы - со - ты, опу - щен - ной на сто - ро - ну AB.
Ре - ше - ние.
Из точки С можно опу - стить пер - пен - ди - ку - ляр к пря - мой, со - дер - жа - щей сто - ро - ну АВ. Этот пер - пен - ди - ку - ляр будет яв - лять - ся вы - со - той тре - уголь - ни - ка АВС, его длина равна 3.
Задача 3. На клет - ча - той бу - ма - ге с раз - ме - ром клет - ки 1x1 изоб - ражён рав - но - бед - рен - ный пря - мо - уголь - ный тре - уголь - ник. Най - ди - те длину его ме - ди - а - ны, про - ведённой к ги - по - те - ну - зе.
Ре - ше - ние
Ме - ди - а - на, про - ведённая к ги - по - те - ну - зе, равна её по - ло - ви - не. По - это - му она равна 4,5.
Задача 4. На клет - ча - той бу - ма - ге с раз - ме - ром клет - ки 1x1 от - ме - че - ны точки A, B и C. Най - ди - те рас - сто - я - ние от точки A до пря - мой BC.
Ре - ше - ние
Рас - сто - я - ние от точки до пря - мой равно длине пер - пен - ди - ку - ля - ра, опу - щен - но - го из этой точки на дан - ную пря - мую. Тем самым, ис - ко - мое рас - сто - я - ние равно 4.
Задача 5. Най - ди - те бис - сек - три - су тре - уголь - ни - ка ABC, про - ве - ден - ную из вер - ши - ны B, если сто - ро - ны квад - рат - ных кле - ток равны 1.
.
Ре - ше - ние
По ри - сун - ку видно, что АВ=ВС, зна - чит, бис - сек - три - са, про - ве - ден - ная из вер - ши - ны В, также будет де - лить ос - но - ва - ние АС по - по - лам. По - стро - им от - ре - зок ВК. Видно, что он равен 4.
Задача 6. Най - ди - те ме - ди - а - ну тре - уголь - ни - ка АВС, про - ве - ден - ную из вер - ши - ны С, если сто - ро - ны квад - рат - ных кле - ток равны 1.
Ре - ше - ние
Ме - ди - а - на про - ве - ден - ная из вер - ши - ны С, будет де - лить ос - но - ва - ние АВ по - по - лам. По - стро - им от - ре - зок СК. Видно, что он равен 3.
Задача 7. На клет - ча - той бу - ма - ге с раз - ме - ром клет - ки 1x1 изоб - ражён тре - уголь - ник ABC. Най - ди - те длину его сред - ней линии, па - рал - лель - ной сто - ро - не AB.
Ре - ше - ние
Сред - няя линия тре - уголь - ни - ка равна по - ло - ви - не той сто - ро - ны, ко - то - рой она па - рал - лель - на. Длина сто - ро - ны АВ равна 4, по - это - му ис - ко - мая длина сред - ней линии равна 2.
Задача 8. Найдите периметр четырехугольника ABCD, если стороны квадратных клеток равны .
Задача 9. Найдите среднюю линию трапеции ABCD, если стороны квадратных клеток равны .
Задача 10. На клет - ча - той бу - ма - ге с раз - ме - ром клет - ки 1x1 изоб - ражён тре - уголь - ник. Най - ди - те ра - ди - ус опи - са - нной около него окруж - но - сти.
Ре - ше - ние
Изоб - ра - жен - ная на ри - сун - ке окруж - ность впи - са - на в квад - рат со сто - ро - ной 5, по - это - му ра - ди - ус этой окруж - но - сти равен 2,5.
2.Задачи на нахождение углов
Задача 11. Най - ди - те тан - генс угла .
Ре - ше - ние
Про - ве - дем вы - со - ту BK из точки B на сто - ро - ну OA. Тогда, при - ни - мая во вни - ма - ние, что BK = OK, по - лу - чим:
Задача 12. Най - ди - те тан - генс угла .
Ре - ше - ние.
До - стро - им угол до тре - уголь - ни - ка OBA, OB=BA. BK делит ос - но - ва - ние OA по - по - лам, зна - чит, - вы - со - та. Из ри - сун - ка на - хо - дим ОК=ВК =5.
Задача 13. На клет - ча - той бу - ма - ге с раз - ме - ром клет - ки изоб - ражён угол. Най - ди - те его гра - дус - ную ве - ли - чи - ну.
Ре - ше - ние
Изоб - ражённый на ри - сун - ке угол равен сумме пря - мо - го угла и угла 45°, по - это - му он равен 135°.
Задача 14. Найдите величину угла АВС. Ответ дайте в градусах.
3.Задачи на нахождение площадей
Задача 15. Найдите площадь трапеции, изображенной на клетчатой
бумаге с размером клетки 1 см x 1 см (см. рис.).
Ответ дайте в квадратных сантиметрах.
Я приведу три решения этой задачи.
I решение предполагает, что я хорошо знаю формулу площади трапеции.
ABCD - трапеция, т.е. четырёхугольник, у которого две противолежащие стороны параллельны. На рисунке параллельны стороны ВС и AD, они проходят по вертикальным линиям сетки, значит они являются основаниями трапеции. Площадь трапеции равна полусумме оснований, умноженной на высоту (обозначим её - h). Длину оснований определяем простым подсчётом клеточек на рисунке. ВС = 2, AD = 4. Как определить h? Вспомним, что высота трапеции это расстояние между параллельными прямыми, на которых лежат основания. Обычно, для определения этого расстояния, нужно из какой-либо вершины трапеции опустить перпендикуляр на противолежащую параллельную прямую, но здесь у нас такие перпендикуляры уже есть - это горизонтальные линии сетки. Возьмем, например, линию, на которой находятся точки А и С, на ней укладывается ровно 4 клеточки. Следовательно, h = 4. Подставляем значения в формулу:
S = BC + AD2 h = (2 + 4)2 4= 12.
II решение предполагает, что я знаю самые простые формулы площади: площадь прямоугольника и площадь прямоугольного треугольника.
Провожу дополнительную линию AC, которая "разрезает" нашу трапецию на два прямоугольных треугольника. Первый с катетами AC = 4 и BC = 2, его площадь S1 = 4x2/2 = 4. Второй с катетами AC = 4 и AD = 4, его площадь S2 = 4x4/2 = 8. Площадь трапеции равна сумме площадей треугольников ACB и DAC.
S = S1 + S2 = 4 + 8 = 12.
III решение требует тех же знаний, что и второе решение.
Только теперь я буду не "разрезать" нашу трапецию на части, а "вырезать" её из прямоугольника, стороны которого проходят по линиям сетки через вершины заданной трапеции.
Провожу горизонтальные линии через вершины В и D, продолжаем вертикальные линии AD и ВС до пересечения с горизонтальными. Точки пересечения обозначаю точками E и F. Получил прямоугольник DEBF со сторонами DE = 6 и DF = 4, его площадь 6x4 = 24. Чтобы получить искомую площадь трапеции, нужно из площади этого прямоугольника вычесть площади (зелёных) треугольников AEB и DFC.
SAEB = AE·EB/2 = 2·4/2 = 4 и SDFC = DF·FC/2 = 4·4/2 = 8
Следовательно, площадь трапеции равна
S = 24 − 4 − 8 = 12.
И, наконец, еще одно IV решение пригодится, если я не знаю формул из предыдущих решений, но знаком лишь с одной формулой, которую подарил нам австрийский математик Георг Александр Пик (1859 - 1942).
ГЛАВА 2. ФОРМУЛА ПИКА
Георга, который был одарённым ребёнком, обучал отец, возглавлявший частный институт. В 16 лет Георг закончил школу и поступил в Венский университет. В 20 лет получил право преподавать физику и математику. Шестнадцатого апреля 1880 года Пик защитил докторскую диссертацию В Немецком университете в Праге в 1888 году Пик получил место экстраординарного профессора математики, затем в 1892-м стал ординарным профессором. В 1900 -- 1901 годах занимал пост декана философского факультета.
В 1910 году Георг Пик был в комитете, созданном Немецким университетом Праги для рассмотрения вопроса о принятии Альберта Эйнштейна профессором в университет. Пик и физик Антон Лампа были главными инициаторами этого назначения, и благодаря их усилиям Эйнштейн, с которым Пик впоследствии сдружился, в 1911 году возглавил кафедру теоретической физики в Немецком университете в Праге.
Пик и Эйнштейн не только имели общие научные интересы, но и страстно увлекались музыкой. Пик, игравший в квартете, который состоял из университетских профессоров, ввёл Эйнштейна в научное и музыкальное общества Праги. Широкую известность получила открытая им в 1899 году теорема Пика для расчёта площади многоугольника. В Германии эта теорема включена в школьные учебники.
Я считаю настоящей находкой моего исследования формулу Пика!
Сюжет будет разворачиваться на обычном листке клетчатой бумаги.[2] Линии, идущие по сторонам клеток, образуют сетку, а вершины клеток - узлы этой сетки. Нарисуем на листе многоугольник с вершинами в узлах
Рис. 1 (рис. 1) и найдем его площадь.
Оказывается, площади многоугольников, вершины которых расположены в узлах сетки, можно вычислять гораздо проще: есть формула, связывающая их площадь с количеством узлов, лежащих внутри и на границе многоугольника. Эта замечательная и простая формула называется формулой Пика.
Рис. 2 Пусть АВСD - прямоугольник с вершинами в узлах и сторонами, идущими по линиям сетки (рис. 2).
Обозначим через В количество узлов, лежащих внутри прямоугольника, а через Г - количество узлов на его границе. Сместим сетку на полклетки вправо и полклетки вниз. Тогда территорию прямоугольника можно между узлами следующим образом: каждый из В узлов целую клетку смещённой сетки, а каждый из Г узлов - 4 граничных не угловых узла - половину клетки, а каждая из угловых точек - четверть клетки. Поэтому площадь прямоугольника S равна
S = В + + 4 · = В + - 1 .
Итак, для прямоугольников с вершинами в узлах и сторонами, идущими по линиям сетки, мы установили формулу S = В + - 1 .
Оказывается, эта формула верна не только для прямоугольников, но и для произвольных многоугольников с вершинами в узлах сетки!
Это и есть формула Пика.
Использую формулу Пика в нашем IV решении
В = 7, Г = 12. По формуле Пика: S = В + - 1 .
S = 7 + 12/2 - 1 = 12.
Помогает нам формула Пика и для решения геометрических задач с практическим содержанием.
Задача. Найдите площадь лесного массива (в м²), изображённого на плане с квадратной сеткой 1 x 1(см) в масштабе 1 см - 200 м
Решение. Найдём S площадь четырёхугольника, изображённого на клетчатой бумаге по формуле Пика: S = В + - 1
В = 8, Г = 7. S = 8 + 7/2 - 1 = 10,5 (см²)
1 см² - 200² м²; S = 40000 · 10,5 = 420 000 (м²)
Ответ: 420 000 м²
ГЛАВА 3. СИММЕТРИЯ ФИГУР
В древности слово употреблялось в значении , . Действительно, в переводе с греческого это слово означает .
Посмотрим на кленовый лист, снежинку, бабочку. Их объединяет то, что они симметричны. У них есть ось симметрии. Если симметричную фигуру сложить вдоль оси симметрии, то её части совпадут.
У геометрических фигур может быть одна или несколько осей симметрии. В тетради в клетку легко построить симметричные фигуры.
Если провести прямую через середины сторон ВЕ и АD, то квадрат разобьется на два равных прямоугольника. Эти прямоугольники симметричны относительно прямой МН.
рис. 2.4.
Глава 3. Вычисление площадей многоугольников
Площадь многоугольника на клетчатой бумаге измеряется квадратными единицами: мм2, см2. Но в качестве единицы площади можно рассматривать и клетку.
Нарисую многоугольник с вершинами в узлах клеток и найду его площадь. Это можно сделать разными способами.
Буду пользоваться следующими правилами:
Многоугольник всегда можно перекроить в любой другой многоугольник с такой же площадью. Такие многоугольники называются равновеликими.
Если два многоугольника состоят из одинаковых частей, то они
называются равносоставленными.
Плоские равносоставленные многоугольники также являются
равновеликими.
Разделю многоугольник на части и составлю из них равновеликий многоугольник с вершинами в узлах клеток, стороны которого проходят по линиям. В полученном многоугольнике легко посчитать количество клеток, то есть площадь многоугольника.
рис.3.1. Нахождение площади многоугольника 1 способом
Этот способ вычисления площади легко применим для многоугольников несложной конфигурации. А если он выглядит более причудливо? Оказывается, площади многоугольников, вершины которых расположены в узлах клетки, можно вычислить гораздо проще: есть формула, связывающая их площадь с количеством узлов, лежащих внутри и на границе многоугольника.
ГЛАВА 4. ИГРЫ С ПЕНТАМИНО
Фигуры домино, тримино, тетрамино, пентамино составляют из двух, трёх, четырёх, пяти квадратов так, чтобы любой квадрат имел общую сторону хотя бы с одним квадратом. Из двух одинаковых квадратов можно составить только одну фигуру-домино. (рис. 5.1.)
Фигуры тримино можно получить из единственной фигуры домино, приставляя к ней различными способами ещё один квадрат. Получится только две фигуры тримино. (рис. 5.2.)
рис. 5.1. Домино Рис. 5.2. Тримино
На рисунке изображены виды пентамино:
рис. 5.3. Пентамино
Самая распространённая задача о пентамино - сложить из всех фигурок, без перекрытий и зазоров, прямоугольник. Но я решила попробовать что-то по интереснее. Из элементов пентамино можно складывать различные фигуры, симметричные узоры, буква алфавита, цифры:
рис. 5.5. Петушок
рис. 5.6. Бабочка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе работы над данной темой я изучил учебное издание Смирновой И.М., тематические статьи из газеты ИД . Я думаю, что задачи на клетчатой плоскости не являются несерьёзными или бесполезными, они не так уж и далеки от серьёзных математических задач. Каждая задача на клетчатой бумаге требует применения геометрических знаний в необычной ситуации, что позволяет проверить качество освоения геометрического материала, готовность ученика использовать полученные знания и умения для решения нестандартных и исследовательских задач.
Работа по данной теме позволила мне преодолеть психологический барьер и поверить в свои силы.
В результате работы я прорешал немало задач, расширил свои знания о решении задач на клетчатой бумаге, определил для себя классификацию исследуемых задач, убедился в их многообразии.
И я думаю, что решение этих задач рассмотренными способами превратится в интересное занятие, итогом, которого будет не только прекрасное настроение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Жарковская Н. М., Рисс Е. А. Геометрия клетчатой бумаги. Формула Пика // Математика, 2022, № 17, с. 24-25.
Математика - газета ИД , № 23/2020г.
Погорелов А.В. Геометрия: учебник для 7-9кл.общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2020.
Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия на клетчатой бумаге. - М.: Чистые пруды, 2019.
Интернет - ресурсы:
Открытый банк задач ЕГЭ по математике: www.mathege.ru
26 октября, 2016
Анвар
Город
Уфа
Возраст
36 лет (26 сентября 1989)
16 января, 2018
Дмитрий
Город
Уфа
Возраст
55 лет (23 июня 1970)
16 января, 2018
Александр
Город
Уфа
Возраст
41 год (10 января 1984)